Вторник, 19.03.2024, 05:04
Приветствую Вас Гость | RSS

ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ! Моя публичная библиотека

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Наука - познание мира

ПЛАНЕТА НИБИРУ И ЕЕ ОБИТАТЕЛИ АНУННАКИ


 

Знакомые с работами Захарии Ситчина (Zecharia Sitchin) или с обсуждениями в интернете по поводу возвращения планеты X вероятно знакомы и со словом Нибиру (Nibiru). Согласно «учению» исследователя древних языков Захарии Ситчина, шумеры знали о существовании ещё одной планеты за Плутоном.

Эта планета называлась Нибиру. Ситчин утверждает, что Нибиру проходит через нашу солнечную систему каждые 3600 лет. Некоторые приверженцы теории Ситчина верят, что Нибиру скоро вернётся…  

Если быть совсем уж точным, то ожидалось, что это произойдёт в 2003 г., но потом эта дата Х перенесена на 2012 г. Последователи идей Ситчина также называют Нибиру «Планетой X».

Такое название дали планете, которая якобы расположена в пределах нашей солнечной системы за орбитой Плутона. Приверженцы гипотезы Планеты X верят, что приближение этой «странствующей» планеты приведёт к глобальным катастрофам и катаклизмам на Земле.

 

 Прав ли Ситчин в том, что Нибиру - 12-я планета, которая проходит через нашу солнечную систему каждые 3600 лет? Знали ли об этом шумеры? Правы ли те, кто сравнивает Нибиру Ситчина с гипотетической планетой Х.

К несчастью для Ситчина и его последователей, ответ на каждый из этих вопросов – НЕТ.

 

    Исследования, посвящённые Нибиру

 

Хотя научные материалы по клинописной астрономии довольно обширны, специфические работы, связанные с Нибиру, - редки. Последняя работа, имеющая отношение к Нибиру была изложена в одной журнальной статье на английском языке в 1961 ["The Fifth Tablet of Enuma Elish,” Journal of Near Eastern Studies 20 (1961), B. Landsberger and J.V. Kinnier Wilson], в соавторстве со знаменитым исследователем шумерской культуры – Бено Ландсбергером (Benno Landsberger), составителем Шумеро-Аккадских лексических списков, на которые мы будем ссылаться в связи со спекуляциями, которые допускал Захария Ситчин при работе с Шумеро-Аккадским словарём.

Более ранняя статья на немецком (A. Schott, "Marduk und sein Stern” ("MardukandhisStars”), ZeitschriftfurAssyriologie 43 (1936): 124-145 ) непосредственно касалась данной темы, так же как и последняя работа (JohannesKoch, "DerMarduksternNeberu” ("Marduk’sstarNibiru”), WeltundOrients 22 (1990): 48-72 ). Все эти статьи были написаны уже после того, как стали известны клинописные таблички, в которых упоминается Нибиру как астрономическое тело, и, следовательно, авторы имели полный доступ ко всем соответствующим текстам. Другие работы не имеют прямого отношения к Нибиру, т.к. они посвящены вавилонской астрономии в целом.    

Всё что вы читаете в этой статье – попытка синтезировать этот материал и учесть все ссылки на Нибиру в клинописных табличках, с тем, чтобы понять, могла ли быть Нибиру двенадцатой планетой, о которой утверждает Захария Ситчин.

 

 Как часто и где слово nibiru встречается в клинописных текстах? Какой смысл имеет это слово, и есть ли астрономический контекст для слова nibiru в каждом из этих случаев?

 

К счастью для ученых и других интересующихся этим вопросом людей, благодаря выше упоминавшимся исследованиям, а также работе редакторов монументального Ассирийского Словаря университета Чикаго (Chicago Assyrian Dictionary - CAD» в дальнейшем), были обозначены и сведены все места, где слово nibiru и относительные формы этого слова встречаются в существующих табличках.

Прибегнув к помощи «CAD» (том N-2 , стр. 145-147), мы немедленно выясним, что слово имеет несколько значений, и все эти значения имеют отношение к идее «пересечения», некие «маркер» или «точка пересечения». И только в небольшом количестве случаев (ссылки в астрономических текстах) данное слово имеет отношение к астрономическому телу. Ниже приводится краткий обзор значений этого слова, сопровождающийся ссылками в астрономических текстах.

 

 Общие значения слова nibiru, встречающегося в клинописных текстах, не связанных с астрономией. 

 

Значения слова, конечно же, определяются контекстом. Различные формы слова «nibiru» (более правильно транслитерировать как "nēberu”) далее по тексту подчёркнуты.

 «Место пересечения» или «плата за переправу(пересечение)».В «Эпосе о Гильгамеше» (Табличка X, ii:24), например, мы можем прочитать строчку (в высшей степени подобную одной из заповедей блаженства в нагорной проповеди): «Прям путь переправы (нибиру; или ворота, проезд), и узок путь, что к ней ведет».  В одном из Шумеро-Аккадских текстов встречается географической название деревни "Ne-bar-ti-Ash-shur" – ” переправа через Ашур/в Ашуре ”. Есть еще текст о лодочнике который перевозит людей через реку/озеро, и в нем упоминается что пассажир заплатил "shiqil kaspum sha ne-bi-ri-tim” ( "серебро в плату за перевоз/переправу ”).

 «Паром, брод» ; «паром» ; «(действие) переправа паромом».    Например, в одном аккадском тексте, в котором упоминается военный противник – арамеи (сирийцы), записано: «A-ra-mu nakirma bab ni-bi-ri sha GN itsbat» («Арамеи (сирийцы) выступили и заняли позицию перед бродом [мостом, местом переправы]», «GN» – обозначает определённое географическое название). В другом случае, эламитам говорят, что необходимо разрушить переправу (мост) на реке Абани («ina ID Abani ni-bi-ru u-cha-du-u»).

Таким образом, я думаю, что «корневая идея» группы слов nibiru и его форм состоит в описании чего-либо, что имеет отношение к «пересечению».

Ситчин, конечно, в своей книге отмечает, что основное значение этого слова связано с «пересечением». Как говорилось выше, для понимания этого нужен лишь словарь. Но, затем он без каких-либо ссылок на исходные тексты утверждает, что слово nibiru обозначает планету, которая «пересекает» пути (орбиты) других планет нашей солнечной системы регулярно с периодом 3600 лет. Далее я продемонстрирую читателю недостатки этой гипотезы Ситчина.

 

Ссылки на Nibiru как на астрономическое тело.

 

Ниже вы найдёте полный список упоминания слова «nibiru» в астрономических текстах (либо в астрономическом контексте). Если вы захотите выяснить, что собой представляет Нибиру как астрономическое тело, то вам необходимо будет обратиться к этим текстам, в противном случае, подобно Захарии Ситчину, выдумать значения для этого слова в пользу какой-либо теории, и утверждать, что древние писатели имели в виду именно это. Таким образом, вы либо выясните, что же такое Нибиру, опираясь на древние тексты, либо проигнорируете их в пользу теории Ситчина.


Я же поступаю следующим образом: а) привожу месопотамские тексты, где это слово встречается, b) даю шумеро-аккадскую транслитерацию; c) привожу краткий перевод; d) указываю ссылки на английские переводы месопотамских текстов, в которых встречается слово, таким образом, читатель, если захочет, сможет самостоятельно проверить контекст и продолжить изучение данной темы.

Хочу заметить, что дальше мы обсудим различные значения слова nibiru более подробно и в контексте. В следующей таблице мы буде использовать некоторые обозначения:

 ·надстрочное  "d" = клинописный знак для обозначения "божества" (DINGIR), и поэтому в данном случае значение слова "neberu" может относиться к богу (напомним, что шумеры Месопотамии отождествляли небесные тела с богами).

· надстрочное "MUL" = клинописный знак "звезда" (значением слова "neberu" является «звезда» – тексты, содержащие слово с этим значением будут нам наиболее интересны).

·подстрочные индексы = числовая ссылка на шумерские знаки, которые могут быть представлены более чем одним слогом. Это связано с соглашением ученых о четком разграничении подобных частично повторяющихся знаков для соблюдения точности в чтении древних текстов.


Вам должно сразу броситься в глаза, что слову «nibiru» предшествует и «d», и «MUL», следовательно, значением слова может быть и «божество», и «звезда». Как отмечает сам Ситчин по различным поводам (конечно, это известно и учёным, изучающим древний Ближний Восток), люди того времени часто отождествляли звёзды и планеты с божествами, т.е. звёзды представлялись им божественными сущностями. Это также одна из причин, почему даже в Ветхом Завете сынами Божиими называются звезды (см. Иов 38:7-8). Далее, в текстах под словом Nibiru упоминаются планеты (в частности, Юпитер, и один раз – Меркурий), бог (в частности, Мардук) и звезда (отличная от Юпитера).

Если вы смущены, то вы не одиноки. Трижды для слова Nibiru встречаются различные обозначения (или даже четырежды, если учитывать и Меркурий). Именно поэтому исследователи клинописных астрономических текстов не смогли с уверенностью определиться, что же точно подразумевается под этим словом в астрономическом контексте. Далее мы постараемся вникнуть в эту проблему более глубоко. 

 

Но уже сейчас должно быть ясно одно: Нибиру НИКОГДА не отождествлялось с планетой за орбитой Плутона.

 

 Как выше уже отмечалось, Нибиру считалась планетой (в частности, Юпитером, но один раз – Меркурием), богом (в частности, Мардуком), и звездой (не Юпитером).

В следующем разделе  я приведу некоторые сведения о том, какие существуют наиболее важные источники, по которым мы можем изучать астрономические клинописные тексты. Особенно будут обсуждаться вышеуказанные ссылки, в которых каким-то образом упоминается Nibiru. И, наконец, в четвёртом разделе мы продолжим обсуждение отдельных строк, в контексте которых говорится о Nibiru.

 

Какие существуют клинописные астрономические тексты,

которые могут дать нам представление о древней астрономии Месопотамии?

 

Клинописные таблички, в которых содержится информация астрономического характера или имеются ссылки на астрономические тела, датируются ещё 1800 г. до н. э. (Francesca Rochberg, "Astronomy and Calendars in Ancient Mesopotamia,” Civilizations of the Ancient Near East, vol. III, ed. Jack Sasson (2000): p. 1925. Кстати, эта книга, пожалуй, - наилучшее введение в предмет нашего обсуждения.) Вообще говоря, хотя возраст клинописных текстов до сих пор точно и не определён, его оценки не соответствуют той древности астрономических знаний шумеров, о которой утверждает Захария Ситчин. Видимо, это связано с тем, что Ситчин черпал информацию не в ходе самостоятельного изучения этих клинописных источников, а, скорее, из своего воображения…

 

Итак, читатель должен понимать, что датировка древних табличек – вовсе не произвольна.

Возраст таблички определяется различными методами:

 

1)      На основании информации об именах царей или других важных исторических личностей в текстах (например, военачальников или священнослужителей), которые упоминаются в других источниках, часто из других стран (Египет, например), для которых уже имеется точная датировка. В случае с царями, их имена сравниваются с имеющимися списками правления, или другими списками, из которых мы можем узнать, какой царь сколько лет царствовал. Исходя из этого, можно начать построение хронологической таблицы, учитывая, конечно, записи и литературные источники других древних народов. Отправными пунктами в этом могут нам также служить записи древних греков и римлян, которые уже детально велись за несколько столетий до н.э.

 2)    Астрономические события, упоминающиеся в клинописных текстах (например, солнечные или лунные затмения), - существенно упрощают задачу, т.к. современные  астрономические методы позволяют с очень высокой точностью рассчитать время данного события вплоть до минут. Также, довольно часто, эти события фигурируют и в других древних источниках.

 3)     Важные события (например, битвы, договора и т.п.), о которых упоминается в текстах, на которые ссылаются записи других народов, или же другие шумерские источники (например, в случае договора – это общие для двух сторон детали договора). Кроме того, эти записи могут иметь и перекрёстные ссылки.

 4)     Как только накопится достаточное количество клинописного материала, который может быть хронологически датирован, учёные в соответствии с полученной информацией о возрасте этого материала вносят изменения в словари, стили и грамматику. Это позволяет им делать датировку табличек, в которых нет ни одного хронологического маркера, о которых говорилось выше. Чтобы наглядно это проиллюстрировать приведём следующий пример. Допустим, если вы нашли письмо где-нибудь на чердаке, или на распродаже антиквариата, и в этом письме встречаются слова "thee” или "thou” (англ. устаревшие слова, обозначающие «тебе», «ты», прим. ред.-переводчика), то вы, скорее всего, сможете приблизительно определить, когда могло быть написано это письмо. А если бы вы воспользовались помощью экспертов, то смогли бы определить возраст этого письмо с точностью до десятилетия. Или другой пример. Если вы найдёте письмо, которое ВЫГЛЯДИТ старым, но в нём встречается слово "email", то вы также должны понять, что это письмо не может быть написано ранее года, в котором появился термин, обозначающий этот способ электронной связи.

 

Полная космологически-мифологическая система Ситчина основана на следующих трёх аргументах.

 

Изображения на поверхности знаменитой цилиндрической печати VA 243.

Вопреки мнению Ситчина, на поверхности этой печати не изображено Солнце и планеты. В шумеро-месопотамской графике Солнце изображалось совершенно в другом стиле. Объект, изображённый на этой печати, если сравнить его с другими образцами шумеро-месопотамской графики, является звездой. Ну, а если нет Солнца, то нет и солнечной системы.                                                                                                

 

Мы видим три строчки текста (строка 1 = Line 1 повторяется с двух сторон):

Строка 1 (Line 1) = dub-si-ga "Дубшига (Dubsiga)” (личное имя какой-то, очевидно, очень важной персоны);

Строка 2 (Line 2) = ili-il-la-at "Или-иллат (Ili-illat)” (другое имя, в данном случае – владельца печати);

Строка 3 (Line 3) = ir3-su "твой слуга”;

Итак, на печати написано «Дубшига, Или-иллат – твой (или его) слуга».

К сожалению, нет ничего касательно планет или астрономии вообще…

Перейдём теперь к изображению якобы Солнечной системы.

Дело в том, что нам очень неплохо известна символика в шумеро-месопотамской религии, касающаяся бога солнца – Шамаша (или Уту, на шумерском языке).

Символом бога солнца был маленький круг с четырьмя лучами и с волнистыми линиями между лучами, заключённый в больший круг (в символике возможны незначительные вариации, но основные элементы сохраняются).

     

 

И здесь читатель должен обязательно заметить, что это совершенно не тот символ, который изображён на печати VA 243.

 Звёзды, планеты и божества изображались следующим образом:

   

 

Могло различаться количество лучей (6-8), может отсутствовать внешний круг.

Чаще всего изображалось 8 лучей, но встречаются изображения с 6 лучами, как на VA 243 и с 7 лучами.

Ниже приведено несколько примеров месопотамской графики с изображением звёзд, луны и солнца.                                                  

   

 Слева изображена звезда, справа – Солнце,  с волнистыми линиями и заключённое в круг.        То же самое – Солнце (справа) изображено с волнистыми линиями и в круге.   

 

Различие в изображениях звёзд/планет и Солнца можно увидеть и на изображении месопотамского Зодиака:                                           

        

Символ Солнца в центре, а звезды – справа. Опять мы видим волнистые линии на изображении Солнца.

 Ещё один Зодиак:                                                                             

                                        

                                                                  И здесь то же самое: в центре символ Солнца с волнистыми линиями, справа – звезда.

 Итак, что мы имеем:

 

А теперь сравним с шумерским символом, изображающим Солнце

 

 

Я надеюсь, с этим теперь всё ясно.

Вы спросите, а что же обозначают маленькие точки вокруг центральной звезды? И я вам отвечу, что это тоже звёзды.

 Вот посмотрите на этот пример (Frankfort, Plate XXXV – seal h):                                                                                

 

Мы видим изображение звезды с 6 лучами и справа вверху 7 точек, обозначающих Плеяды (рассеянное звёздное скопление в созвездии Тельца, прим. ред.-переводчика).

Можно предложить множество версий, кто изображён на печати VA 243. Но ни одна из них, к сожалению, не может быть подкреплена какими-либо существенными доказательствами.

Как утверждает доктор Руди Майр (Dr. Rudi Mayr), диссертация которого касалась цилиндрических печатей, сидящим изображено какое-то божество, на что указывает некоторые особенности одежды и головного убора.

Кто же такие остальные два персонажа - Дубшига и Или-иллат, изображённые слева от сидящего божества, - можно только догадываться.

Но в любом случае, у вас не должно быть никаких сомнений в том, что на печати не изображено Солнце и планеты, а изображены звёзды, различающиеся по своей значимости (яркости), и несущие, видимо, какое-то символическое значение по отношению к изображённым на печати персонажам.

Возможно, звёзды отображают ранги этих двух персон. Например, рядом с крайним слева человеком изображена одна яркая звезда в центре группы из 11 менее ярких звёзд (напрашивается сравнение с Альдебараном, занимавшим важное место в вавилонской астрологии, и Гиадами – рассеянным звёздным скоплением, на которое проецируется Альдебаран на небесной сфере). А рядом со вторым человеком изображена одна слабая звёздочка. Видимо, здесь указание, что ранги этих людей относятся между собой, как звёзды, соответствующие этим людям. Но это – всего лишь предположение (прим. ред.-переводчика).

 

Утверждение, что Нибиру находится за Плутоном, и на ней обитают Ануннаки.  

 

Однако, как мы говорили об этом выше, этого нет ни в одном шумеро-месопотамском тексте (см. таблицу, если же вы не согласны с приведённой выше информацией, то вы можете самостоятельно поискать ссылки на nibiruв «CAD» и различных переводах, о которых мы уже упоминали).

«Реконструкция» образования нашей Солнечной системы сопоставлением имён богов в шумерских космологических текстах с планетами, а затем попытка «прикрутить» сценарий этого «космического бильярда» к реальности.

 В клинописных астрономических текстах НИКОГДА не упоминалось более пяти планет (или семь – если считать Солнце и Луну, см. ниже «Мул Апин»), и эти тексты фактически могут нам поведать, какие планеты сопоставлялись с какими богами шумерской мифологии. Думаю вас уже не должно удивить, что шумеро-аккадское сопоставление богов и планет противоречит Ситчину. Если нам нужно будет решать, на что полагаться: на шумеро-аккадские тексты или на книги Ситчина, то я думаю, что выбор будет очевиден.

Древнейшие астрономические клинописные таблички содержат тексты предзнаменований (так называемые, «тексты небесных предсказаний»). Детальное изучение происхождения этих текстов (1800 г. до н.э.), тем не менее, не позволяет однозначно их датировать. Хотя эти таблички и датированы 1800 г. до н.э., но очевидно, что сами тексты (а, следовательно, и астрономические наблюдения, на основании которых они составлены) имеют больший возраст, т.к. к этому времени они уже были систематизированы. Этот может быть доказательством того, что тексты предзнаменований более древние, чем 1800 г. до н.э., но, к сожалению, всё это основано только на предположениях. 

Что же касается астрономии более древней, чем 1800 г. до н.э., то наш читатель должен понимать, что, если я утверждаю (а также и другие специалисты в этой области) то, что наблюдательная астрономия старше 1800 г. до н.э., то это совсем не означает, что шумеры могли знать о том, сколько существует планет в Солнечной системе.

Фактически, на настоящий момент имеются полные астрономические клинописные таблички (см. ниже) с ШУМЕРСКИМИ названиями звёзд (шумерская цивилизация относится ко времени более раннему, чем 1800 г. до н.э.), и эти таблички говорят нам о том, что шумеры знали только пять планет (плюс Солнце и Луна). И хотелось бы отметить, что эти таблички не являются не полными, и также нельзя сказать, что какие-то источники забыты или сознательно опущены. «Мул Апин» –  полный цикл астрономических наблюдений – это компендиум шумеро-месопотамской астрономии.

 

 Но давайте, наконец, перейдём к конкретным источникам!

 

Как отмечают эксперты в шумеро-месопотамской астрономии, есть три текста, которые «характеризуют интерес к астрономии в Вавилоне ранее 500 г. до н.э., а также достигнутый в этот период уровень познания астрономических явлений» (цитировано из Rochberg, p. 1927). Этими текстами являются: «Enuma Anu Enlil» («Энума Ану Энлиль», на русском языке - «Когда боги Ану и Энлиль…» - прим. ред.-переводчика), и это не то же самое, что «Enuma Elish» («Энума Элиш», на русском - «Когда небеса…» - прим. ред.-переводчика), таблички «Три Звезды В Каждом» (более известные, как «Астролябии»), и «MUL.APIN» («Мул Апин» - «Звёздный Плуг» - «Звезда/созвездие Плуг» - прим. ред.-переводчика). Хотя, стоит отметить, что первый из этих текстов имеет небольшое отношение к Нибиру. При изучении вопроса Нибиру, нам также нужно будет обратиться к табличке V «Энума Элиш», которая, хотя и не является астрономическим текстом, но также содержит упоминания о Нибиру.

 

«Энума Ану Энлиль»

 

В этой табличке математически рассчитывается «длительность видимости Луны в течение тридцатидневного месяца» (цитировано Rochberg, p. 1927 ). Так как длина ночи меняется от месяца к месяцу, вавилоняне разработали также математический метод вычисления видимости Луны на любой день в течение года. 

 

 «Три Звезды В Каждом» или «Астролябии»

 

В отличие от «Энума Ану Энлиль», в «Астролябиях» основное внимание сосредоточено на «изменениях длительности светлого времени суток в течение года» (цитировано Rochberg, p. 1929.). Основным содержанием «Астролябий» является «фиксированный звёздный календарь, в котором указаны гелиакические восходы  трёх неподвижных звёзд для каждого из двенадцати месяцев года» (Ibid., 1929.). Именно поэтому «Астролябии» также называют «Три Звезды В Каждом». Другими словами, каждый месяц наблюдалось появление над горизонтом трёх неподвижных звёзд в определённое время незадолго до восхода Солнца. Для этих звёзд «были обозначены на небе три ‘пути’, названные в честь трёх великих богов: Ану, Энлиль и Эа. Эти пути были определены по отношению к восточному горизонту и представляли собой области небесной сферы, в которых можно было наблюдать восходы определённых звёзд с сезонной регулярностью (основное отличие звёзд от планет). Именно эта попытка определить положение звёзд на небе и описать их циклическое движение по небесной сфере и дала современное название этим табличкам – ‘Астролябии’» (Ibid., 1929).

Для иллюстрации содержимого «Астролябии» (три последующие иллюстрации из W. Horowitz, Mesopotamian Cosmic Geography (Eisenbrauns, 1998): 156, 165, 173.), учёные оформили информацию из клинописных табличек по типу астролябий античного времени и эпохи Возрождения (обратите внимание, здесь красной звёздочкой обозначено то место, где упоминается Нибиру – звезда бога Мардука (Юпитер, MULNeberu dMarduk):                                                                                                             

                                                            

Перед тем как продолжить, уместно было бы упомянуть об одном наблюдении. Тот факт, что Нибиру описывается и как Мардук-Юпитер, и как Меркурий в одном тексте, и как неподвижная звезда, которая, всё же «изменяет свой ход» (см. ссылку № 5 в таблице выше), может говорить о том, что звезда может изменять своё положение в зависимости от того, когда производились наблюдения, описанные в различных текстах. Например, это можно было бы объяснить прецессией земной оси, или другими факторами, влияющими на положение звёзд, но у нас совершенно недостаточно материала, для того, чтобы строить какие-либо теории на этот счёт.

Три «пути» на небе можно проиллюстрировать на примере пути Солнца в течение года:

                                                                                              

                                                              

Движение Солнца в соответствии с «Мул Апин»

                                                                                                                                   

 

                                                                                                                    «Мул Апин». «Звезда/созвездие Плуг». (MUL.APIN)

Название табличек происходит от названия первого созвездия – созвездия Плуг, сейчас ассоциируемого с созвездием Треугольника и частью созвездия Андромеды (прим. ред.-переводчика).

Этот клинописный текст (состоящий из двух табличек) является астрономическим компендиумом, который «каталогизирует и систематизирует разнообразные небесные явления… [он] представляет исчерпывающее изложение астрономических знаний в период порядка VII в. до н.э» (Если нет специальных пометок, то вся информация в этом разделе приводится согласно Rochberg, p. 1930). Первая табличка начинается с перечисления неподвижных звёзд в соответствии с тремя «путями», описанными в «Астролябии». Приведены даты гелиакических восходов тридцати шести неподвижных звёзд или созвездий, двадцать четыре из которых «пересекаются» с тридцатью шестью звёздами из «Астролябии» (включая и Нибиру). Во второй табличке изложение  продолжается с описания пути Солнца, Луны и планет. Даны появления и исчезновения Венеры, Юпитера, Марса, Сатурна и Меркурия, а также обсуждаются ветра, солнечный год, видимость и фазы Луны, длительность дня (светлого времени суток) в особенные даты с точки зрения астрономии. 

 

                                                                                                                                           «Мул Апин» («MUL.APIN»)           

                                                      

 

 Что же эти источники могут нам рассказать о Нибиру?

 Сейчас мы рассмотрим тексты (согласно таблице ссылок на Нибиру), в которых Нибиру уделяется больше внимания, чем просто перечисление в списке с другими звёздами. Итак, основные ссылки на Нибиру существуют в следующих документах: «Энума Элиш» (до сих пор этот текст упоминался только выше в таблице), «Астролябия» и «Мул Апин».

                                                                                                                                                     «Энума Элиш»

 Эпос «Энума Элиш», несомненно, знаком тем, кто раньше слышал о Захарии Ситчине или Нибиру. Этот месопотамский эпос рассказывает о происхождении Вселенной, клинописный текст в общей сложности занимает семь табличек. В конце таблички VIи на протяжении большей части таблички VIIбоги провозглашают пятьдесят имён Мардука.

 В табличке VII(строки 39-44) Мардук делит богов Ануннаков на две группы: 300 в небе и на земле 300. После этого (строки 55ff) Ануннаки обращаются к Мардуку с прошением, что бы он позволил построить святилище, и напоминают ему, что ранее он обещал построить Вавилон. Затем по воле Мардука Ануннаки строят Вавилон, и – собственные храмы. Со строки 121 Таблички VIдо строки 138 Таблички VIIперечисляются имена Мардука. Как следует из содержания строки 124 Таблички VII, одно из имён Мардука – Нибиру. Ниже я буду использовать перевод Хоровица, при необходимости дополняя его своими комментариями. (Mesopotamian Cosmic Geography, pp. 114-115.)

В строке 124 название указано на шумерском (перед словом Nibiru имеется префикс DINGIR – признак божества), а затем следует короткое описание на аккадском:

dNé-bé-ru né-bé-re-et šamê u erṣeti lu tameḫma

Нибиру: пусть он/она [Нибиру] будет держателем пересечения небес и земли. (со строки 125 следует текст: «… таким образом, чтобы они [небеса] не могли пересекаться выше и ниже, но должны ожидать его/её [Нибиру]»).

 Замечание. Итак, у нас имеется определённый шумеро-аккадский текст, в котором утверждается, что Нибиру – это имя Мардука. Ниже мы увидим, что Мардук – это название планеты Юпитер. Получается, что Нибиру не может быть планетой за орбитой Плутона, если – это Юпитер. Нибиру-Мардук-Юпитер имеет какое-то отношение к «месту пересечения», т.е. это астрономическое тело непосредственно не ПЕРЕСЕКАЕТ орбиты других тел, но каким-то образом ОТМЕЧАЕТ или появляется в некоторой точке пересечения. Это ещё один момент, который противоречит «учению» Ситчина, и в котором утверждается, что Нибиру - это подвижный объект, пересекающий орбиты других планет солнечной системы. В шумеро-аккадских текстах не говорится об этом!

 Затем в Табличке VII в строках 126-127 мы читаем следующее утверждение:

 dNé-bé-ru kakkabu-šu ša ina šamê u-ša-pu-u 

 Нибиру – это его [Мардука] звезда, которой он повелел появляться в небесах.

 lu-ú ṣa-bit kun-sag-gi šu-una ša-a-šu lu-ú pal-su-šu

 Он [Нибиру] – тот, кто держит «поворотный пункт» [точку пересечения, соединение]; они должны посмотреть на него.

Замечание. Хоровиц отмечает, что слово kunsaggu подтверждено только в «Энума Элиш». В другом тексте есть слово kun-sag-ga , которое сопровождается словом muhru, обозначающим «уличный знак» или отметку для поворотного пункта в каком-то процессе кругооборота. Во всяком случае, Нибиру подразумевает некое «соединение» или «пересечение».

Последняя ссылка на Нибиру в Табличке VII встречается в строках 130-131, где, несмотря на то, что это слово непосредственно и не встречается, но развивается мысль, изложенная в строках 126-127:

 «Пусть он [Нибиру] устанавливает путь звёзд на небесах; пусть он пасёт богов как овец».

 Замечание. В тексте слово Нибиру опять помечается символом DINGIR, а также особо подчёркивается, что это звезда («kakkabu» – общее слово, обозначающее звезду в семитских языках, сравните с «kkb» на иврите). В тексте также говорится о том, что Мардук-Юпитер вызвал появление Нибиру. Может ли это быть ссылкой на какое-то катастрофическое событие, или, может быть, на какое-то явление, связанное с движением астрономических объектов по небесной сфере, или – это просто мифологическое утверждение? Независимо от того, чем является Нибиру, либо непосредственно Юпитером (множество названий может подразумевать один объект), или какой-либо звездой неразрывно связанной с Юпитером, Нибиру регулирует способность звёзд придерживаться своих путей.

Табличка V «Энума Элиш» перекликается с написанным в Табличке VII. Эта часть эпоса повествует о том, как Мардук занимается размещением звёзд. Читаем в строках 1-8:

 1)     Он [Мардук] устроил стоянки/места для великих богов.

 2)     Звёзды-планеты, подобья богов, он сделал, созвездия.

 3)     Он год разделил — начертил рисунок:

 4)     Расставил он звезды по три для каждого из двенадцати месяцев [ссылка на астролябию].

 5)     Когда ж начертил он на небе рисунок дней года,

 6)     Закрепил он стоянку/положение Нибиру, дабы звездам указать их пути.

 7)     Никто бы не погрешил, не стал бы небрежен!

 8)     Вместе с ней установил он места для Энлиля и Эа.

Замечание. Эту «стоянку/положение» объясняют учёные, ссылаясь на приведённые выше строки (124-127) из Таблички VII. «Расположение» Нибиру так выбрано в связи с «особой ролью», отведенной Мардуком, какая-то регулирующая точка или воздействие на звёзды, которая, как кажется, определяет их пути.

                                                                                                                                                           Астролябия «B».

Как отмечалось выше в реконструированной астролябии, Нибиру и положения Энлиль и Эа связываются с последним месяцем старого года (Адар), но, правда, могут быть связаны и с первым месяцем нового года (Нисан) (Хоровиц, 116). В Астролябии «B» в колонке II, стр. 29-32 читаем следующее:

Красная звезда, которая стоит на юге после того, как боги ночи [звёзды] завершают свой путь, деля небо пополам, и звезда эта – Нибиру-Мардук.

Замечание. По крайней мере, как отмечает Хоровиц, вышеуказанный текст из Астролябии указывает, что Нибиру, звезда Мардука, вместе со звёздами Эа и Энлиль должны находиться на небе когда заканчивается старый год и начитается новый. Фраза «красная звезда» интересна и заставляет подумать о Марсе. Жители Месопотамии, конечно же, знали о Марсе (его движение занесено в каталог «Мул Апин»). К сожалению, у меня нет достаточных астрономических знаний, но, допустим (и это всего лишь догадка), что если Марс в одно время имел красный оттенок, а в другое время – нет, то это могло бы вызвать некоторую путаницу? Или,  если какое-то время Марс «следует по пути» Юпитера, то может ли это ввести в заблуждение древних наблюдателей? Если это так, то между Марсом и Нибиру можно найти взаимосвязь.

«Мул Апин», Табличка I, кол. 1, строки 36-38

 Слова этих строк отражают текст, приведённый выше:

 Когда звёзды Энлиль завершают свой путь, одна большая звезда – хотя свет её тусклый – делит небо пополам и стоит там: это звезда Мардука, Нибиру, Юпитер. Она продолжает изменять своё положение и пересекает небо.

 MUL dAMAR.UD ne-bi-ri DIŠ MULSAG.ME.GAR 

Нибиру однозначно названа звездой Мардука и Юпитером. Странно, но здесь Нибиру «пересекает небо» и, следовательно, является «подвижной» звездой (планетой), но в другом тексте она уже выступает как «неподвижная» звезда.

 И снова, несмотря на «подвижность» Нибиру, мы должны исключить связь с планетой за орбитой Плутона по двум причинам:

 1. Нибиру видна КАЖДЫЙ ГОД.

2.  И, опять же, либо это звезда тесно связанная с Юпитером, либо сам Юпитер и ЕСТЬ.

Откуда мы знаем, что в вышеприведённой формулировке имеется в виду Юпитер? Дело в том, что в каталог «Мул Апин» были занесены данные о движении всех тогда известных планет (пяти, а если считать планетами Луну и Солнце, то – семи). В таблице ниже даны названия планет из «Мул Апин»,  полученные на основе технического исследования этих табличек (Hermann Hunger and David Pingree, MUL.APIN: An Astronomical Compendium in Cuneiform, Archiv fur Orientforschung 24 (Verlag Ferdinand Berger & Sohne Gesellschaft MBH, Austria, 1989): p. 146 )

                                                 

 

Как уже упоминалось выше, есть два источника (см. таблицу выше), в которых кроме этих основных ссылок на Нибиру есть указание, что Нибиру – это Меркурий. 

Итак, подведём итог:

Что же нам могут сообщить о Нибиру древние клинописные тексты, есть ли какие-то противоречия с «учением» Захарии Ситчина?

 1.  Под этим названием (Нибиру) понимается какая-то звезда.

 2.  Название Нибиру носит какая-то планета, почти всегда это Юпитер-Мардук, но один раз – Меркурий, и ни разу  что-либо за орбитой Плутона.

 3. Шумеры, согласно их собственным записям знали только о пяти планетах (а также считали планетами Солнце и Луну).

 4.  Нибиру никогда не упоминается в какой-то взаимосвязи с Ануннаками, нигде не говорится, что они там были, или Нибиру была ими населена.

 5.  Нибиру является и «неподвижной» звездой, имея при этом какое-то отношение к созвездиям (неизвестно, она входит в состав этих созвездий или же находится в непосредственной близости) и «удерживая их курс», а также описывается как «изменяющая положение» и «пересекающая небо» время от времени.

 6. Нибиру была видна каждый год, что противоречит Ситчину, утверждающему, что она появляется циклически каждые 3600 лет.

Надеюсь, после прочтения этой статьи наш уважаемый читатель понял намёк на следующие две вещи:

1.Гипотеза Захарии Ситчина – ложна.

2. В одной работе, на которую я ссылался в начале этой статьи, высказывается предположение, что Нибиру может быть «полярной» звездой (звездой, указывающей на полюс небесной сферы), которая затем изменила своё положение на небе. К сожалению, я не очень хорошо знаю астрономию, так что я не могу дать свою оценку этому предположению. 

Майкл С. Хейзер (Michael S. Heiser), магистр гуманитарных наук, доктор философии, университет Висконсин-Мэдисон, Земля (Sol III).

Перевод: Алексей Рудой (благодарю за помощь в переводе Е. Яресько, Е. Рыбас, И. Дубровскую).

Категория: Наука - познание мира | Добавил: стефан (09.12.2015)
Просмотров: 739 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz