Четверг, 02.05.2024, 05:07
Приветствую Вас Гость | RSS

ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ! Моя публичная библиотека

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Хронологии

Новый взгляд на хронологию Древнего Египта – Иосиф Прекрасный в египетской истории.

Хронология истории Древнего Египта всегда являлась одной из самых сложных проблем египтологии. На трудности определения временных рамок древней египетской истории указывал ещё ученый-энциклопедист XVII в. Атанасиус Кирхер: «Столько разных мнений, столько путаницы в различных летописях, до такой степени различны и разнообразны установленные течения времени, извращения имен собственных, что хронологию Древнего Египта можно назвать непознанной наукой» («Египетский Эдип»).

«Непознанной наукой» хронология истории Древнего Египта оставалась и в XVII и в XIX веках. На её характер мало повлияли археологические открытия в конце XIX – начале XX века.

В 1906 г. американский египтолог Дж. Г. Брэстед писал о чрезвычайно «запутанном состоянии современной хронологии ранней египетской истории» и он имел все основания для такой оценки.

Археологические открытия, совершавшиеся на протяжении XX в., изучение египетской эпиграфики, - все это действительно дало много новых материалов о Древнем Египте, однако состояние хронологии древнеегипетской истории осталось к началу XXI в. в основном таким же, каким было век назад.

«Как ни удивительно, но следует осознать, что зафиксировать подлинные и безусловные даты египетской хронологии чрезвычайно трудно» - писал в своей книге «Летописи фараонов» в 1994 г. английский египтолог Питер Клэйтон.

Но все же современная египтология придерживается определенной периодизации развития Египта. Первым кто систематизировал историю Древнего Египта был египетский жрец Манефон (Мането), живший в III в.до Р.Х. и составивший (на греческом языке) перечень всех египетских династий, на котором и основывается принятая сегодня хронология древнеегипетской истории.

Династия подразумевает правление одной семьи в течении нескольких поколений. Подобное деление на периоды необязательно соответствует реальным переменам во власти, однако данный принцип периодизации существует и сегодня.

Династии обычно сгруппированы в царства – Древнее, Среднее и Новое, - что соотносится с эпохами относительной стабильности. Ранние этапы египетской истории по традиции рассматриваются как Додинастический период, а время царствования первых двух династий как Раннединастический (Тинисский). Исторические промежутки между царствами известны как переходные периоды. За последним – Третьим переходным периодом, наступившим после распада Нового царства, последовал Поздний период.

И не смотря на определенную упорядоченность, все же при пристальном изучении истории Древнего Египта действительно обнаруживается, что она достаточно запутана. Причиной этому может служить то, что у египтян не было сквозного летосчисления, годы считались от восшествия на престол очередного фараона, а династический список содержит много разночтений так как многих фараонов короновали ещё при жизни их отцов, и они становились соправителями. При этом иногда соправители умирали раньше, чем старший правитель. Во многих, хотя и не во всех случаях младший фараон начинал отсчет лет своего царствования параллельно с отсчетом лет правления старшего фараона.

Поэтому чтобы привязать эту хронологию к существующей временной шкале, ученным приходится прибегать к разнообразным непрямым способам датировки. Даты некоторых правлений историки уточняют по происходившим в то время тем или иным событиям, как в самом Египте, так и во внешнем мире. Однако в классической хронологии Древнего Египта по-прежнему остается множество «белых пятен», поскольку достаточно уверенно можно датировать события лишь после 663 г. до Р.Х. (год освобождения Египта от ассирийцев), а весь предыдущий период датируется очень проблематично. Расхождения в датах в современных статьях и книгах может различаться от нескольких десятков до 150 лет.

Именно с этой проблемой датировки правления фараонов пришлось столкнуться автору при написании этой статьи, когда несколько источников представляющих классическую хронологию Древнего Египта предлагают совершенно различные временные отрезки правления того или иного фараона. В данной статье для определения временных отрезков правления фараонов и других событий истории Древнего Египта будет использоваться традиционная хронологическая шкала, предложенная нашим современником - ученым-египтологом Захи Хавассом, генеральным секретарем Высшего совета по древностям Египта.

Как все примитивные народы, самые первые жители Древнего Египта измеряли время, считая лунные месяцы, составляющие 29 или 30 дней. Однако около 2900 г. до Р.Х. египтяне создали календарь, не зависящий от фаз Луны. Египтяне, наблюдая за Луной, сопоставляли её с сезонным «поведением» Нила. Уровень реки измерялся с помощью «ниломера», по которому можно было оценивать высоту подъема воды. Таким образом, египетский год, составлявший 12 месяцев (30 дней каждый), делился на 3 четырехмесячных сезона: Ахет (половодье, разлив – середина июля – середина ноября), Перет (пробуждение земли – середина ноября – середина марта) и Шему («низкая вода», жатва – середина марта – середина июля). Каждый месяц состоял из 3 десятидневных «недель» (декад), каждый день из 24 часов (12 дневных и 12 ночных). Египетский год продлевался до 365 дней – что соответствовало астрономическому году – на пять дней после окончания сезона Шему. Считалось, что это дни рождения богов Осириса, Гора, Сета и богинь Исиды и Нефтиды. Дни рождения пяти богов, завершая солнечный цикл, приводили египетский календарный год к началу – 19 июля по современному григорианскому календарю. Это был день восхода Сириуса, самой яркой звезды на небосклоне, которую олицетворяла увенчанная короной из звезд богиня Сопдет (Сотис). Сведения об этом астрономическом явлении и наблюдения за звездами легли в основу древнеегипетской хронологии.

Египтяне имели относительно точный календарь, однако расхождения в нем сохранялось: длительность календарного года и составляющих его сезонов не совпадала с астрономическим годом. Разница составляла шесть часов. Это означало, что календарный год и солнечный в точности совпадают лишь раз в 1460 лет. Впрочем, древних египтян это мало беспокоило, и недостающее звено было восполнено только в Птолемеевский период (304-30 гг. до Р.Х.), когда Птолемей ІІІ ввел понятие «високосного года» и установил дату наступления нового года – 29 августа. 

Сотическое летоисчисление в Древнем Египте и его ущербность.

Информация о сотическом календаре сохранилась благодаря книге римского писателя Цензорина (ІІІ в.). Согласно сведениям автора в последний раз гелиактический восход звезды Сотис под египетский новый год произошел в 139 г. по Р.Х.. В некоторых египетских памятниках содержатся намеки на восход Сотиса, наблюдавшийся в царствование такого-то фараона. Эти данные также легли в основу хронологии исторических событий Древнего Египта.

На самом деле сотическое летоисчисление создает неимоверные трудности для хронологии истории Египта. Например, эпоха владычества гиксосов, согласно Менефону, продолжалась 511 лет. Однако современные историки, составившие египетскую хронологию на основании астрономических данных, допускают для периода гиксосов не больше 108 лет. Дело в том, что конец XII династии Среднего Царства приходится согласно астрономическим вычислениям, составленным с учетом сотической эры, на 1783 г. до Р.Х.. Затем следует XІІІ династия и период гиксосов. После гиксосов следует XVIII династия Нового Царства, которая началась – опять таки по расчетам сотического календаря – в 1580 г. до Р.Х. Отсюда можно заключить, что на XІІІ династию и на гиксосов остается 200 лет. Только потому, что XІІІ династия состояла из фараонов-долгожителей египтологи не смогли выделить на гиксосов более 108 лет! Эта цифра находится в явном противоречии не только со списками многочисленных фараонов-гиксосов, но и с огромными культурными и другими изменениями, которые Египет претерпел в результате правления гиксосов.

В свое время британский египтолог Питри Флиндерс настаивал на том, что гиксосам надо дать не менее 1660 лет, то есть один дополнительный сотический период – 1460 лет!

Следует отметить, что хронология истории Древнего Египта создавалась выдающимися учеными и является гордостью современной египтологии. На базе хронологии Древнего Египта строится датировка археологии всего Древнего Востока.

Библейская история ближневосточного региона представленная в ветхозаветных книгах Священного Писания имеет все-же строго упорядоченное изложение. Так, время правления царей Израиля и Иудеи представлено очень последовательно с подробным описанием исторического контекста, которое в свою очередь согласуется с ассиро-вавилонскими памятниками, а также с богатой литературой древнегреческих писателей, в соответствии с которой также написана история античного мира.

Но как мы увидим ниже очень трудно синхронизировать классическую историю Древнего Египта с библейской историей, в частности с периодом Исхода. Именно этот временной отрезок (период Исхода) в данной статье для нас представляет наибольший интерес.

При соотношении современной египтологии и исторического изложения Священного Писания библеист-исследователь сталкивается ещё с одной трудностью - науке вообще ничего неизвестно о пребывании древних евреев в Египте! По крайней мере, нет никаких археологических свидетельств подтверждающих достоверность изложения глав книг Бытия и Исход повествующих о миграции евреев из Ханаана в Египет и обратно - в Землю Обетованную. Исход евреев из Египта зафиксирован только в Библии, египетские источники по этому поводу хранят полное молчание.

Да и Священное Писание очень скупо сообщает об историческом контексте Исхода. Единственный намек в Библии содержится в словах относящих время Исхода ко времени фараона, «который не знал Иосифа» (Исх. 1:8).

«Поскольку Иосифа не знает ни одна хроника египетских фараонов, этим фараоном мог быть какой угодно. Исход мог происходить – во времена любой из тридцати(!) египетских фараонских династий…» - пишет современный израильский ученый Рафаил Нудельман в своей книге «Загадки, тайны и коды Библии». 

«Проблема» Исхода.

Сегодня современной библеистике известны несколько вариантов датировки Исхода в согласовании с хронологией Древнего Египта, но между предлагаемыми гипотезами существует разбежность в несколько столетий! Это действительно является «проблемой Исхода».

Рассмотрим эти теории.

1. Согласно самой распространенной концепции, которой сегодня придерживаются большинство библеистов, это гипотеза, отождествляющая кочевников-гиксосов (егип. «аму») с кочевниками-евреями пришедшими в эпоху появления Иосифа Прекрасного при египетском царском дворе, а Исход израильтян – с изгнанием гиксосов. Автором этого предположения является также вышеупомянутый жрец Манефон.

Действительно, к концу XII династии (1985-1795 до Р.Х.) вооруженные западносемитские скотоводческие племена из Ханаана проникают в дельту Нила и обосновываются вокруг города Аварис.

«Бог неизвестно почему, прогневался, и из восточных стран внезапно напали на нашу страну люди бесславного происхождения, полные отваги, и завладели ею легко, без боя и насильно…» (Манефон).

Коренные египтяне этих захватчиков называли «хека-хасут» («иноземные правители»). У Манефона в его труде на греческом языке, появляется термин «Гиксос» («цари пастухов»), откуда и произошло наименование «гиксосы», а это делает понятными слова книги Бытия: «Мерзость для египтян всякий пастух овец» (Быт. 46:34).

В течении 100 лет эти пришельцы внедрялись в жизнь и культуру Египта, а к 1650 г. до Р.Х. они уже правили Нижним Египтом, устроив столицу в Аварисе. Отсюда их влияние распространилось на Мемфис и на весь Средний Египет. В то же время на юге египетские фараоны XVII династии из Фив вершили власть над Верхним Египтом.

Согласно сведениям Манефона, дополненными данными археологии, многие гиксосские фараоны (XV-XVII династия) действительно носили семитские имена (Салитис, Бнон, Апахнан, Апофис (Апопи), Ианнес (Хиан), Кертос (Хаумуди), Иакоб-Эр, Семкен, Анат-Эр). Примечательно, что именно с именем гиксосского фараона Апофиса (Апопи) связано предание, сохранившиеся благодаря «Хронике Евсевия», по которому, именно этот фараон, был современником Иосифа Прекрасного.

Именно с изгнанием гиксосов, которое произошло в 1580 г. до Р.Х. отождествляется Исход израильтян из Египта. Мало того, цитируя версию жреца Манефона иудейский историк Иосиф Флавий передает отчасти согласованную с библейской историей версию пребывания евреев в Египте и их исхода в Землю Обетованную, а также их дальнейшее обоснование, с постройкой Храма в Иерусалиме.

«Он (Манефон) начал с утверждения, что великое множество наших предков (евреев) пришло в Египет и покорило местное население; затем он сам признал то, что некоторое время спустя они снова были изгнаны и захватили нынешнюю Иудею, где основали город Иерусалим и построили Храм» (Иосиф Флавий «Против Апиона»).

Гипотеза, по которой гиксосы отождествлялись с евреями, трудно согласуется с тем фактом, что евреи в Египте были угнетенными невольниками, а гиксосы – всемогущими владыками. Хотя, можно допустить, что при Иосифе Прекрасном евреи могли быть и в привилегированном состоянии, но вряд ли владыками Египта!

Далее, после изгнания гиксосов в истории Древнего Египта началась знаменательная глава – эпоха Нового Царства (XVIII – XX династии). Египет вновь стал сильным централизованным государством. Фараон Яхмос I вернул власть над Нубией на юге, а также Сирией и Палестиной на севере. А уже третий фараон Нового Царства Тутмос I расширил влияние Египта вплоть до берегов Евфрата на Ближнем Востоке! Вряд ли события Исхода могли бы произойти именно в этот период, и новые египетские власти позволили бы беспрепятственно овладеть изгнанным евреям-гиксосам Ханааном, территория которого являлась подведомственной Египту.

2. При Аменхотепе III – девятом фараоне Нового Царства Египет жил в мире со своими соседями. Страна процветала. Но его сын и преемник на престоле Аменхотеп IV, он же Эхнатон мало интересовался внешней политикой, да и государственными делами в целом. Нежелание Эхнатона исполнять роль фараона так, как-то предписывали традиции, повлияло и на международное положение Египта. Из собрания дипломатической переписки («Письма из Телль-эль-Амарны»), найденной в 1887 г. в руинах египетского города Эль-Амарна (Ахетатон «солнечный диск» – название столицы Египта при Эхнатоне), видно, как разваливалась выстроенная предками Эхнатона империя. Данный архив насчитывает более 350 писем, около половины, из которых являются письмами ханаанских монархов своим египетским властителям Аменхотепу III и Аменхотепу IV. Шесть писем из этого архива принадлежали правителю Иерусалима Абди-Хебу (или Абдихепа). Абди-Хеба был одним из приближенных к фараону правителей в центральной части Ханаана и его имя упоминается также в письмах царей соседних городов. Так вот, среди его писем было обнаружено послание, относящееся к XV в. до Р.Х., в котором он (Абди-Хеба) извещает фараона Эхнатона об опасности, нависшей над городом из-за вторжения в Ханаан племени «хабиру» (или «хапиру»). Иерусалим в этом тексте фигурирует под названием Урусалим или Иерушалаим. Из писем выясняется, что Иерусалим, находившийся под египетской властью, переживал не лучшие времена. Абди-Хеба слезно просил фараона прислать войска: «Царь, господин мой, нет больше у Царя его земель! Хабиру ограбили царские земли! Если пошлет Царь господин мой, войско в этом году, то вернет себе свои земли: а если не будет войска, то пропали земли Царя, господина моего…».

Египтяне контролировали эту территорию из нескольких административных центров. Наиболее важными из них были: Газа (где находился главный правитель), Яффо и Бейт-Шеан. Там египтяне завели собственную систему управления и поставили небольшие гарнизоны солдат для поддержания египетского контроля над страной.

Отсюда появилась следующая гипотеза, по которой евреи-хапиру после Исхода спустя традиционные 40 лет вошли в Ханаан – Землю Обетованную и этим дали повод к переживанию египетским союзникам. Таким образом, если к приблизительной дате послания (1400 г. до Р.Х.) мы прибавим традиционные 40 лет, то получим новую дату Исхода – 1440 г. до Р.Х.

3. Наверное, немногие знают, что тема Исхода в истории Древнего Египта была не безразлична и известному основателю психоанализа Зигмунду Фрейду. Именно он в своей книге «Если бы Моисей был египтянином» отнес Исход к периоду смуты после смерти фараона Аменхотепа IV (Эхнатона): «По нашей реконструкции Исход из Египта должен был произойти где-то между 1358 и 1350 гг. до Р.Х. – иными словами сразу после смерти Эхнатон

Древнеегипетские эпиграфические памятники.

Но все вышеперечисленные теории являются только догадками и долгое время библеисты не могли обнаружить подтверждения событиям, сопровождавшим Исход, в сохранившихся литературных или эпиграфических памятниках Древнего Египта. Египтология просто молчала. Но совсем недавно внимание приковал к себе папирус, который с 1828 года находится в Лейденском музее. Это сочинение принадлежало мудрецу Ипуверу. Папирус неоднократно обсуждался историками и признан ими то ли сборником притч, то ли туманным пророчеством какого-то древнеегипетского пессимиста, то ли отрывочной хроникой каких то действительных происшествий. Но при внимательном прочтении папируса Ипувера обнаруживается некоторая аналогия хронологических событий с книгой Исход.

К такому же выводу пришли ученные после изучения другого памятника папируса Неферреху («Поучения Неферреху»), хранящегося в Эрмитаже, в котором мудрец по имени Неферреху говорит о внезапной тьме, когда «померкло солнце», когда весь Египет «в перевороте». Примечательно то, что Поучения Неферреху дошли до нас в нескольких списках. Из этого следует, что содержание его было хорошо известно в Древнем Египте.

В 60-х гг. прошлого столетия в окрестностях города Эль-Ариш в северной части Синайского полуострова была обнаружена гробница из черного гранита, исписанная иероглифами. Ученным удалось расшифровать уникальное повествование о девятидневной тьме, после которой армия фараона отправилась преследовать врагов, но утонула в морском водовороте.

При прочтении этих эпиграфических памятников создается впечатление, что они повествуют об одном и том же потрясении, пережитом Древним Египтом. Если же эти памятники являются египетской версией библейского рассказа о 10 казнях, то будет логичным искать Исход в том периоде египетской истории к которому относятся эти памятники.

В современной египтологии по поводу датировки вышеуказанных памятников до сего дня нет единого мнения.

Так, например, Алан Гардинер, после филологического анализа текста «Папируса Ипувера», настаивал на том, что именно этот памятник необходимо отнести к наиболее древней эпохе, т.е. к периоду Древнего Царства.

Другой специалист – Курт Сете, отталкиваясь от того, что в папирусе упоминается нашествие племен «аму», предпочел отнести составление папируса ко времени нашествия гиксосов, которые держали в повиновении Египет между Средним и Новым Царством. 

Древнее Царство. Новейшая гипотеза Исхода.

Ученый-библеист Дэвид Фрей (Техас, США) впервые предложил синхронизировать библейское изложение книг Бытие и Исход с историей Древнего Царства. Вот что получилось: согласно рассказу книги Исход Моисей возвращается из Мидьяна в Египет, получив известие, что фараон, при котором он покинул Египет, умер. Но самому Моисею уже было 80 лет! Возникает вопрос, сколько лет тогда царствовал умерший фараон?

Действительно из монархов Древнего Царства можно выделить как долгожителя фараона Пепи II Неферкаре, который только на престоле находился более 90 лет по одним данным, а по другим 100 лет! После него на престол вступил на очень короткое время Меренре II. Как раз на период его царства припадает распад Египетской империи. Из этого Дэвид Фрей делает вывод, что Пепи II Неферкаре – это фараон, поработивший евреев, а фараон Меренре II – фараон при котором Египет постигли библейские казни, описанные в вышеупомянутых египетских источниках. Другими словами Меренре II – это фараон Исхода. Очевидно, что казни египетские продолжались менее года, после чего фараон Меренре II во время карательной экспедиции, преследуя евреев должно быть погиб в водах Тростникового моря (ивр. «йам-Суф»). Показательно то, что погребальный склеп Пепи II известен египтологам, а вот могила Меренре II – неизвестна. По некоторым источникам Меренре II – последний фараон Древнего Царства. Согласно другим источникам, был ещё наследник и какая-то женщина фараон. Дэвид Фрей предположил, что наследный принц так и не вступил на престол, т.к. умер во время последней казни – смерти всех первенцев египетских. А поскольку другого наследника не было его заменила на престоле мать.

Согласно библейской традиции, общее число лет пребывания евреев в Египте было 210 лет. Если Исход произошел в конце Древнего Царства, то переселение Иакова с сыновьями в Египет должно было произойти на заре Древнего Царства. Отсюда проистекает вопрос, если Иосиф Прекрасный занимал высокий пост и положение в Египте, так может быть сохранились какие-нибудь сведения о нем в египетских памятниках?

Из библейского повествования следует, что Иосиф был первым визирем фараона, мало того эта должность была специально создана для него. Именно Иосиф предлагает фараону «Найти мудрого человека и назначить его над землею Египетской», на что фараон отвечает, что «более мудрого человека (чем Иосиф) им не найти» (Быт. 41:33-38). 

 

Фараон Джосер (III династия) и легендарный визирь Имхотеп.

Начало III династии в Египте, было не только началом первого «золотого века» в истории Египта или «века прогресса», но и временем появления уникальной личности, без которой этот «золотой век» и не представляется возможным – Имхотеп.

Имхотеп, который, согласно Манефону, «изобрел искусство строительства из тесаного камня», действительно жил в начале правления III династии. Его личность впоследствии стала символом эпохи прогресса, развития и высокой творческой энергии. Он был главным архитектором и первым советником фараона Джосера. О могуществе, которым он обладал в период правления Джосера, свидетельствует тот факт, что ему была дарована уникальная честь начертать свое имя и титулы на основании статуи самого фараона! Даже сыновьям фараона не представлялась такая привилегия.

Имхотеп не происходил из царской семьи, тем не менее, именно Имхотеп, мудрец и писатель, считался покровителем писцов в период Нового Царства.

Для нас важно, что в надписи обнаруженной в Южном Египте сообщается, что во времена фараона Джосера в Египте был семилетний голод, и что фараон обратился за советом к своему мудрому визирю Имхотепу. Согласно этому памятнику, Имхотеп сообщил фараону, что разливы Нила контролируются богом Хнум, храм которому был посвящен в Элефантине. Джосер «ублажил» этого бога, отдав ему большую территорию египетской земли.

«Если предположить, что Имхотеп – это библейский Иосиф, то не являются ли события вышеупомянутого памятника отголоском библейской истории о семилетнем голоде, который постиг Египет и после чего Иосиф был назначен визирем фараона? Разумеется, Иосиф мог рассказать фараону не о Хнуме, а о Едином Боге Авраама, Исаака и Иакова и о том, что Нил, как и все силы природы, подчинен Всемогущему» - именно так считает современный библеист Дов-Бер Хаскелевич, впервые предложивший отождествить библейского Иосифа Прекрасного и визиря Имхотепа.

Далее по библейскому повествованию фараон выделил область Гошен для поселения престарелого отца и братьев Иосифа: «Земля Египетская пред тобою. На лучшем месте посели отца твоего и братьев твоих. Пусть живут они в земле Гошен» (Быт. 47:6).

Египетские источники сообщают, что Имхотеп занимал чрезвычайно влиятельную должность номарха в Гелиополе (греческий вариант египетского наименования города «Он» в Северном Египте). Примечательно, то, что в Таргуме Онкелоса (перевод Пятикнижия Моисеева на арамейский язык) в цитате «… и дал ему (Иосифу) в жены Асенефу, дочь Потифера, жреца Илиопольского (Гелиопольского)» (Быт. 41:45) фрагмент «дочь Потифера, жреца Илиопольского» переводится как «дочь Потифера, начальника Она». Другими словами «главы города», или точнее «главы нома» - титул, сохранявшийся в семье и переходивший по наследству от отца к сыну или как преданное, от тестя к зятю. Можно предположить, что женитьба Иосифа Прекрасного на Асенефе, предполагала в дальнейшем наследственное участие в управлении областью (номом) Гелиополя.

Далее в книге Бытия (47:20-26) рассказывается, что Иосиф откупил для фараона земли всех египтян за зерно, которое он давал им взамен во время голода. Теперь земля считалась собственностью фараона. Египтяне могли и в дальнейшем владеть ею, обрабатывать, собирать свой урожай, но пятая часть урожая с их полей теперь принадлежала фараону, и её они должны были сдавать в царское зернохранилище. Исключение составляли жрецы-номархи – главы номов (областей) Египта, которые были освобождены от этого, в соответствии с принятым законом: «Только земли жрецов не купил, ибо жрецам от фараона положен был участок, и они питались своим участком, который дал им фараон; посему и не продали земли своей» (Быт.47:22)

Действительно, в египетских памятниках времен изгнания гиксосов из Египта есть сообщение, о том, что египетская земля являлась собственностью фараона, и что земли, принадлежащие знатным жрецам-номархам, были исключением из этого правила. В классической египетской историографии принято считать, что этот уклад существовал задолго до предполагаемого появления Иосифа в Египте. Но вместе с тем, египтологи констатировали, что не кто иной, как Имхотеп ввел налог на одну пятую часть урожая. Именно в этот период Египет превращается из полуплеменного союза в высокоорганизованное государство. Этот период истории Древнего Египта известен как «век пирамид». Только сильное централизованное государство могло обеспечить мобилизацию массового труда на строительстве грандиозных погребальных комплексов – пирамид. Можно предположить, что с помощью Иосифа Прекрасного скупавшего все земли Египта в пользу фараона, и была достигнута централизация государства, объединившая колоссальные территории вокруг египетского монарха.

О том, что к Имхотепу относились с большим трепетом, свидетельствует то, что в Туринском папирусе Имхотеп назван «сыном бога Птаха». Это первое свидетельство того, что он очень рано начал считаться полубогом. Полное обожествление состоялось намного позднее, в Саисский период. А археологами было найдено большое количество изображений-статуй сидящего мудреца Имхотепа со свитком папируса на коленях. Так вот, при пристальном физиономическом исследовании этих артефактов обнаруживается важная деталь - Имхотеп не был даже египтянином! Его скульптурные изображения обнаруживают семитские черты лица. А вышеупомянутый ученый Дов-Бер Хаскелевич обнаружил даже фонетическое созвучие семитского имени Иосиф (Йосеф) и египетского Имхотеп (Хотеп): «Хотеп – составная часть некоторых египетских имен: Птахотеп, Аменхотеп и др. Попробуем сравнить, как имя Иосиф трансформируется при переходе в некоторые европейские языки: Иосиф, Йозеф, Джозеф, Джузеппе, Хозе и.т.д. … Чередование звуков «с» и «т» является нормальным для многих афро-азиатских и индоевропейских языков».

Несмотря на трепетное отношение египтян во все времена к личности Имхотепа (последнее упоминание Имхотепа встречается в надписи с острова Сехел и относится к Птолемеевскому периоду (304-30 гг.до Р.Х.)) удивляет ещё одна важная деталь, почему до сих пор не обнаружена гробница этого легендарного мудреца, зодчего, визиря фараона? А может её просто нет на территории Египта? Этот вопрос-предположение можно поставить, учитывая библейский контекст вывоза израильтянами во время Исхода из Египта в Святую Землю мумифицированных останков Иосифа Прекрасного: «И взял Моисей с собою кости Иосифа, ибо Иосиф клятвою заклял сынов Израилевых, сказав: посетит вас Бог, и вы с собою вынесите кости мои отсюда (из Египта)» (Исх. 13:19). 

Заключение.

Принятое современной наукой деление египетской истории на царства (Древнее, Среднее, Новое) с точки зрения современной критики является искусственным, и не соответствует фактическому положенииею вещей. Современные египтологи сегодня признают, что некоторые династии, которые числятся у Манефона, царствовали одновременно с другими династиями в разных частях страны. Многое из того, что ученые относят к Древнему Царству, может рассматриваться, с этой точки зрения, как современное Среднему или даже Новому Царству. Таким образом, древнеегипетская история значительно сокращается, и Древнее Царство может быть помещено во вторую половину или даже в конец второго тысячелетия до Р.Х.

И в заключении мы можем констатировать, что египетская история, составленная из обрывочных сведений, может иметь более чем одну интерпретацию. А классическая, стандартная историография Древнего Египта под давлением новых данных археологии в скором времени вообще будет вынуждена отказаться от сотической хронологии.

Но для нас в первую очередь важно то, что все таки можно согласовать библейский контекст пребывания евреев в Древнем Египте и их дальнейшей миграции с такой многогранной, и до сих пор не сформировавшейся дисциплиной – хронологией Древнего Египта. 

 

http://ipodiakony.org.ua/trsknar10.html

Категория: Хронологии | Добавил: стефан (16.04.2014)
Просмотров: 1923 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz