Воскресенье, 05.05.2024, 17:41
Приветствую Вас Гость | RSS

ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ! Моя публичная библиотека

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » История: факты и комментарии

2-я и 3-я иудейские войны с римлянами

                                                                                          «ВОССТАНИЕ ДИАСПОРЫ» (2-я Иудейская война 115-117 г.г.)

 

К середине 2-го века Иерусалим и Храм всё ещё лежали в руинах. Римские легионеры исправно выполнили приказ и полностью разрушили Иерусалим и Храм. От великолепного города остались только три башни Ирода и часть городской стены, входившие в укрепленный лагерь десятого легиона. Не лучше было положение и в других частях страны. Наместники выжимали из населения последнее, чтобы не только накормить ненасытный Рим, но и успеть набить до отставки свой карман. 


После 70 года ухудшилось положение и евреев в Египте: в 73 г. был закрыт храм в Леонтополисе и введен fiscus judaicus (еврейский налог). Нарастало напряжение между евреями и греками всех восточных провинций. Вскоре оно вылилось в грандиозное восстание, охватившее огромные пространства от Киренаики в Северной Африке (современная Ливия) до Вавилонии (Ирак). В Месопотамии тогда были значительные еврейские государства (Адиабена, Кумагена) и города, населенные десятками тысяч евреев (Нисибин, Ктесифон, Нехардеа, Пумбедита и др.). Большая община была на Кипре. Некоторые историки склонны считать это восстание 2-й Иудейский войной, 1-й они считают восстание 66-73 годов, а 3-й - восстании Бар-Кохбы.


Оно началось во время походов на Восток императора Траяна (98 - 117 гг.), который пошёл войной на парфян в 112 г. Сначала всё шло хорошо. Были заняты важные города Синтара и Низибис и в конце 115 г. Месопотамия была объявлена римской провинцией. Траян принял победное имя Парфянский. Весной 116 г. наступления возобновились и целью на этот раз стала Южная Месопотамия. Траян смог продвинуться вдоль Тигра и занять Вавилон. Одновременно корабли евфратской армии на катках были переброшены по суше к Тигру. Друг за другом в руки Траяна попали Селевкия и парфянская столица Ктесифон. Царю Хосрою удалось бежать, однако его дочь была взята в плен, а трон Арсакидов захвачен в качестве трофея. Было оккупировано Мезенское царство в устье Евфрата. Траян вышел в море и воздал хвалу Александру Великому: «Если бы я был молодым, я вне сомнений отправился бы в Индию». Казалось, Римская империя осуществила свою давнюю мечту – уничтожила своего самого злейшего, после Карфагена, врага. В 116 Траян считал покорение парфян законченным. Но…


Ещё с 115 г. в тылу у римлян (а именно – в Киренаике) начались еврейские восстания, сначала единичные, но отличающиеся безжалостным фанатизмом религиозных войн. Вскоре восстание евреев распространилось на Египет, Кипр и Месопотамию. Восстание евреев в Месопотамии, в отличие от остальных очагов этой войны, образовало единый фронт евреев, местного населения и парфян против римлян. Чему в немалой степени способствовали мелкие еврейские царства, бывшие вассалами Парфянский империи.

В Египте, где греки при поддержке римского наместника начали нападать на евреев, тоже вспыхнуло восстание. Здесь поначала евреи достигли некоторых успехов и Луп, префект Египта, должен был отступить. Все греки нижнего Египта укрылись вместе с Лупом в городе и устроили нечто вроде укрепленного лагеря. Сильные волнения охватили Александрию. Чтобы построить укрепления, евреи разрушили храм Немезиды, возведенный еще Цезарем. Ho греческое население, хотя и не без борьбы, взяло верх. Греки и римляне устроили резню в Александрии, тысячи евреев стали их жертвами. Порядок был восстановлен, когда Траян отправил туда Марция Турбона с пехотой, конницей и военными кораблями. 
Разрушение великолепной синагоги Diapleuston в Александрии еврейские источники приписывают самому Траяну (ТИ., Сук. 5:1, 55б). Еврейский квартал, расположенный близ Лошиа, превратился в поле развалин и могил. То, что война пролегала и по Александрии, а не только в Антиохии, Киренаике, Кипре и в Вавилонии, подтверждает историк Аппиан, сам уроженец Александрии. Он описал как едва уцелел, бежав от евреев в Пелузию. В армянском и латинском переводе Евсевия говорится о восстановлении разрушенной евреями Александрии. Траян отреагировал на восстание очень болезненно, потому что ему уже были известно о боях в Кирене, Египте и на Кипре. 

"Итак, Траян покинул то место, и спустя некоторое время после этого, его здоровье начало ухудшаться. В тот самый час евреи Кирены сделали своим главой некоего Андрея и начали уничтожать римлян и греков: ели их мясо, кишками их опоясывались как ремнями, мазали себя их кровью, облачались в их кожу, а многих разрубали надвое с головы до ног. Некоторых из них они бросали на растерзание диким зверям, а других заставляли вести поединки друг с другом (наподобие гладиаторов). Таким образом погибли в общей сложности 220 тысяч человек. Подобные же дела делали они в Египте и на Кипре, где возглавлял их человек по имени Артемион. Там погибло 240 тысяч человек. Потому запрещено было евреям ступать на землю острова, и если кто-либо из них попадал туда не по своей воле, в бурю, то его казнили. Многие полководцы сражались с евреями и победили их, среди них был и Люций, посланный Траяном" 
(Дион Кассий, Эпитомия,68,32,1/3).


Для наведения порядка Траян назначил в Северную Месопотамию жестокого Лузия Квиета. Снова были взяты штурмом и сожжены Селевкия и Эдесса. Мавр по происхождению, Лузий Квиет так успешно осуществил террор, что Траян в 117 назначил его прокуратором Иудеи. Он стал осаждать Лидду, где собрались евреи. Горе последних было так велико, что рав Гамлиел II, лежавший на смертном одре, разрешил поститься даже в Хануку, хотя другие таннаи, например рав Элиезер и рав Иошуа бен-Хананья осуждали эту меру. Вскоре за тем Лидда была взята, и много евреев было перебито. "Убитые в Лидде" часто упоминаются Талмудом в выражениях почтительного благоговения.

"На восемнадцатом году правления императора [Траяна] вновь разразился бунт евреев, который привёл к гибели множества из них. В Александрии, других частях Египта и в Киренаике напали евреи на их греческих соседей, будто охватил их ужасный злой дух. На следующий год, после того, как их восстание приобрело огромные размеры, начали они большую войну (Люпус служил тогда наместником Египта). В ходе их первого столкновения с греками победа осталась за ними. Последние же бежали в Александрию, захватили живьём евреев, живших в городе, и предали их смерти. Евреи же Киренаики, хотя и лишились их поддержки, продолжали под руководством Луки грабить египетскую землю и разорять её области. Против них отправил император Марка Турбона с пехотой и флотом, а также и с конницей. Последний вёл против них затяжную жестокую войну с многочленными сражениями и убил десятки тысяч из числа евреев Кирены, а также из числа евреев Египта, которые поддержали своего царя Луку. Император также опасался, что евреи Месопотамии могут напасть на своих соседей, а потому приказал Люцию Квиету вытравить их из этой провинции. Последний приготовился к войне и перебил там многих из них. Поскольку он привёл таким образом к исправлению положения, назначил его император наместником в Иудее".
(Евсевий Памфил. Церковная история (4:2)


Но за это врямя парфяне оправились и разгромили римское войско под командованием консула Аппия Максима Сантры . В 117 г. больших римских контрнаступлении против Парфии уже не было. Все имеющиеся в распоряжении войска были брошены на подавление восстания евреев, а сам Траян тяжело заболел.

В последние месяцы жизни Траян приблизил к себе родственника своей жены - Публия Элия Адриана. После смерти Траяна было объявлено, что Адриан усыновлен Траяном и назначен его преемником. Легионы восточной армии признали это усыновление и провозгласили Адриана императором (117—138 гг.). Будучи в свое время проконсулом Сирии и хорошо знакомый с обстановкой на Востоке, новый император понимал невозможность продолжения войны с парфянами. Восстания в Египте, Кирене, на Кипре еще не были подавлены, начались волнения в Иудее, в далеких Британии и Мавритании, на дунайской границе угрожающе вели себя сарматы и роксоланы. Поэтому Адриан предпочел договориться с парфянским царем о мире на условиях восстановления границы по реке Евфрату и возвращения пленных знатных парфян, в их числе и одной из царских дочерей. 

Новый император Адриан успокоил евреев не только силой, но и обещанием, что они смогут возвратиться домой и построить Храм. Однако, когда после победы на западе Адриан вернулся в Сирию и Иудею, он отказался выполнить свои обещания. Для того чтобы обман не был столь очевиден, Адриан поставил невыполнимое условие – Храм не должен быть возведен на его первоначальном месте. Он знал, что новый Храм можно построить только на прежнем месте и это условие делало строительство Храма неосуществимым. Евреи были разочарованы таким поворотом событий. Стали раздаваться призывы к восстанию. В ответ на всех евреев империи обрушились кровавые репрессии, а на Храмовой горе в Иерусалиме было воздвигнуто языческое капище. В 130 г. император Адриан посетил Иерусалим и распорядился построить на развалинах города римскую колонию и назвать ее Элия Капитолина в честь самого себя - Публия Элия Адриана и Капитолийской триады богов (Юпитера, Юноны и Минервы). Император полагал, что здесь смогут поселиться римские ветераны с семьями. Храмовая гора стала местом поклонения капитолийским богам и для этой цели был возведен храм Трикамерон. Возникновение на месте Иерусалима римского города и осквернение священнейшего в глазах евреев места отправлением языческого культа стало одной из главных причин восстания Бар-Кохбы.

 

 

ВОССТАНИЕ БАР-КОХБЫ

 

Обычно смелые действия, которыми люди восхищаются, называют отважными, а те, которые они не одобряют, — безрассудными. В 1980 г. израильский генерал Йегошафат Гаркави потряс всех своим утверждением, что один из великих еврейских героев Шимон Бар-Кохба, предводитель восстания против Рима, относится к категории безрассудных, а не отважных. Гаркави, в прошлом глава израильской военной разведки, утверждал, что Бар-Кохба поднял восстание, которое было бессмысленно и, более того, обречено на провал.
Причины восстания Бар-Кохбы неясны. Некоторые тексты Талмуда гласят, что римляне начали кампанию по искоренению иудаизма: они объявили обрезание и изучение Торы тяжким преступлением. Согласно тем же источникам, великий духовный авторитет того времени раби Акива присоединился к Бар-Кохбе и сделал для восстания очень много, объявив Бар-Кохбу Машиахом. Однако другие тексты Талмуда выражают скептицизм относительно Бар-Кохбы и его мессианства.


Если римляне действительно пытались искоренить иудаизм, евреи восстали бы вне зависимости от перспектив успеха восстания. Но Гаркави обратил внимание на редко упоминаемую деталь, которая свидетельствует, что римляне не усиливали борьбы против иудаизма. Галилея не приняла участие в восстании Бар-Кохбы и после его подавления евреям Галилеи по-прежнему разрешалось исповедовать свою религию. После разгрома римлянами Иудеи, где произошло восстание, Галилея стала новым центром еврейской жизни. Менее чем век спустя там была создана Мишна. Таким образом, существованию иудаизма, похоже, во времена Бар-Кохбы ничего не угрожало. Восстание, скорее всего, было вызвано желанием евреев избавиться от римского владычества.


Сам Бар-Кохба был, вероятно, харизматическим лидером: десятки тысяч евреев собрались под его знамена. На ранних стадиях восстания его войска причиняли римлянам большие потери и даже установили контроль над Иерусалимом. Это была особо важная победа, потому что римский император Адриан пытался превратить Иерусалим в языческий римский город. Но освобождение Иерусалима оказалось недолговечным. Как отмечает Гаркави, «в войне главное победить в последнем сражении, а не в первом». А этого евреи достичь не смогли. Римляне направили сюда огромную армию под командованием Юлия Севера. Римский историк Дион Кассий дал детальное описание его стратегии: «Он не хотел сражаться лицом к лицу, видя их возмущение и многочисленность. Вместо этого он использовал своих многочисленных солдат и офицеров, чтобы захватывать их по одному или запирать и осаждать в крепостях, лишая подвоза продуктов. Таким образом, он мог постепенно и с минимальным риском довести их до отчаяния, рассредоточить и уничтожить. Только немногие спаслись. Пятьдесят самых сильных еврейских крепостей разрушены римлянами и девятьсот восемьдесят пять самых важных поселений разорены. Пятьсот восемьдесят тысяч евреев перебито в битвах и стычках, и бесчисленное множество умерло от голода, огня и меча. Почти вся земля Иудеи лежала опустошенной».


Еврейские повстанцы наносили римлянам такие тяжелые потери, что, когда римский император Адриан послал сообщение о своей победе в Сенат, он воздержался от традиционных слов: «Я и мои войска в благополучии». Тем не менее, евреи терпели поражение за поражением, пока их не оттеснили к их последней крепости Бейтар к юго-западу от Иерусалима. Случилось это 9 ава, в годовщину разрушения обоих Храмов.


К тому времени, как римляне закончили подавление восстания, половина населения Иудеи была убита. После поражения восстания Бар-Кохбы в 135 г. число неевреев в стране превышало количество евреев. Пережившие войну евреи находились в плачевном состоянии: десятки тысяч мужчин и женщин были проданы в рабство, евреям было запрещено посещать Иерусалим. По мнению многих еврейских историков, провалы восстания Бар-Кохбы и Великого восстания — величайшие катастрофы, которые обрушились на еврейский народ вплоть до Катастрофы XX в.

 

Категория: История: факты и комментарии | Добавил: стефан (27.11.2015)
Просмотров: 504 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz