Понедельник, 29.04.2024, 05:26
Приветствую Вас Гость | RSS

ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ! Моя публичная библиотека

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог файлов

Главная » Файлы » Датировки

Действительно ли хронологии древнеегипетских династий опровергают дату библейского сотворения?
[ · Скачать удаленно () ] 12.02.2017, 13:49

Как устанавливались даты хронологий?

Итак, как устанавливались даты правления фараонов и династий? Древнеегипетскую историю труднее исследовать, чем жизнь монархов, живших относительно недавно. Например, нам известно, что королева Великобритании Виктория жила в 1819–1901 гг.. Когда же мы видим рядом с именем египетского фараона похожие даты царствования, мы естественно убеждены в их точности и полагаем, что они были записаны по принятому у нас образцу. Однако у древних не было такой унифицированной календарной системы, как у нас. Под годом они тоже понимали период времени (отсчитываемый в основном благодаря временам года и астрономическим наблюдениям), но иначе вели запись дат. В отличие от нас они исчисляли количество лет правления царя и, при необходимости, добавляли к нему промежуток в несколько лет перед вступлением на престол следующего царя и так далее. Но для того, чтобы восстановить правильную хронологию в обратном порядке, начиная с конкретного известного момента времени, необходимо допустить, что царские списки являются достоверными документами, которыми, как известно, они не являются. По признанию светских археологов в древнеегипетской хронологии царит полнейшая путаница. Как пишет египтолог сэр Алан Гардинер,

«Даже после полной расшифровки царских списков и дошедших до нас вспомогательных источников в непреложной династической хронологии древнеегипетской истории все равно присутствуют досадные пробелы и множество сомнительных предположений …Хваленая древнеегипетская история – это сплошные обрывки.»12

Даже популярная Википедия в самом первом предложении о древнеегипетской хронологии (цитируется на момент написания статьи) пишет:

«Составление достоверной древнеегипетской хронологии сопряжено с некоторыми проблемами. Несмотря на единое мнение в отношении общей и частной хронологии, к которому пришло подавляющее большинство египтологов, из-за частных и коллективных разногласий существуют разные  датировки периодов жизни и правления фараонов и некоторых событий.»13

Итак, все не так однозначно, как выглядит. Современные археологи датируют царства и жизни царей, как мы далее увидим, несколько иначе. За последнее время некогда общепризнанные даты правления были большей частью пересмотрены и переустановлены археологами, при этом даты продолжают колебаться и изменяться.

Некоторые списки, в которых упоминаются имена известных фараонов, были составлены еще древними классиками, одним из них был посетивший Египет Геродот (484-425 до н.э.).  Но даже в его времена уже не существовало достоверных хронологических сведений или исторических источников, с которыми бы он мог работать. Поэтому в некоторых областях его список расходится с хронологиями, составленными в наше время, в частности в отношении трех фараонов, построивших наиболее известные культовые пирамиды Гизы, а именно пирамиды Хеопса, Хефрена и Менкаура (деда, сына и внука).

Датирование Манефона

Бесспорно, основным источником информации для современных хронологий Древнего Египта служат труды древнеегипетского жреца по имени Манефон. Его произведения считаются наиболее полными из имеющихся у нас источников, а потому используются чаще всего в популярной литературе. Однако по общему убеждению светских и христианских египтологов, «общепринятые» хронологии отчаянно нуждаются в пересмотре.

Манефон жил в III в. до н.э. во времена правления Птолемеев. Родоначальником этой династии был военачальник Александра Македонского Птолемей, которого полководец поставил управлять Египтом. После смерти Александра Птолемеи полностью сосредоточили власть в своих руках, но вместо того, чтобы упразднить египетскую культуру, наоборот, ее переняли. Дети Птолемея и их потомки начали именовать себя фараонами, строить храмы древнеегипетским богам и даже вступать в родственные браки, чтобы сохранить «чистоту» царской крови.  Одной из самых известных цариц из династии Птолемеев была Клеопатра VII (69–30 до н.э.), состоявшая в любовной связи сначала с римским полководцем Юлием Цезарем, а затем Марком Антонием. Клеопатра была последней правительницей Египта.

Сегодня почти не осталось сомнений в том, что Манефон пытался убедить греков, что египтяне являются древнейшей цивилизацией мира. За это звание состязались многие культуры того времени.  Берос пытался убедить греков в древности Месопотамии, так же, как и Эратосфен15 (грек), который занимал должность главного библиотекаря знаменитой Александрийской библиотеки, который, кстати, впервые сформулировал основы расчета окружности Земли.16 В своей работе «Египтика» («История Египта») Манефон предложил периодизацию истории Древнего Египта из тридцати династий, которые широко используются и поныне. Периодизация не включала Птолемеев, они были добавлены позднее в качестве XXXI династии. Для того чтобы максимально продлить древнеегипетскую историю, Манефон добавил в нее множество царей эпох перед Древним царством/Додинастического периода, которых современная наука считает мифическими богами эпоса сотворения. Например, Ра (названный у Манефона Гелиосом) был богом солнца, а Птах (в греческой мифологии Гефест) был богом-творцом, существовавшим до появления всего. Несмотря на частое цитирование хронологий Манефона, до нас не дошло ни одного оригинала его произведений. Наиболее раннее сохранившееся упоминание «Египтики» встречается у Иосифа Флавия в трактате «Против Апиона». Тем не менее,

«Иосиф Флавий ссылается на признание Манефона об использовании «безымянной устной традиции» … и «мифов и легенд», что не вызывает никаких сомнений, поскольку подобные признания встречались среди историков того времени довольно часто.»17

Обрывочные сведения сообщают также всевозможные сопоставления, собранные жившими позднее римскими историками-христианами Евсевием Кесарийским и Юлием Африканом. Но и в них мы встречаем не только разные имена и периоды правления, но даже разные династии. Как отмечает один комментатор,

«Георгий Синкелл приводя у себя перечень Африкана, пишет: «Двадцать четвертая династия, Бокхорес Саисский, в течение шести лет: во время его правления ягненок заговорил [небольшой пропуск в манускрипте] 990 лет». Между тем, Евсевий пишет: «Бокхорес Саисский в течение 44 лет: во время его правления агнец заговорил. Итого 44 года.» В итоге нам остается гадать, сколько же правила XXIV династия – 6, 44 или 990 лет.»18

Синкелл также полагал, что Бокхорес и Манефон переписывали друг у друга. То, что оба продлили свои хронологии за счет мифических персонажей, бесспорно. Он пишет:

«Внимательно изучив хронологическую последовательность событий, лежащую в их основе, нетрудно убедиться, что обе основаны на вымысле, поскольку как я уже говорил, каждый из них, и Бокхорес, и Манефон, искали того, чтобы прославить собственный народ: Бокхорес – халдеев, а Манефон – египтян. Остается только удивляться их бесстыдству, ибо каждый начинает свой немыслимый рассказ с одного и того же года.»19

Архиепископ Джеймс Ашшер в своем классическом труде «Мировые анналы», по видимости, опирается на данные Иосифа Флавия, Евсевия и других древних историков, но отвергает большую часть хронологии Манефона, считая его недостоверным, вплоть до основателя XVIII династии Яхмоса I20 (период Нового царства), а это значительная часть древнеегипетской истории.

Другой большой нерешенной проблемой является транслитерация имен при переводе. Не следует забывать, что базовые версии хронологий были составлены и использовались до обнаружения Розеттского камня. Как известно, ученые смогли перевести иероглифы только в XIX столетии. Все, что у нас было до этого, - это имевшиеся на тот момент переводы древних трактатов, которые ссылались на недостоверные древнеегипетские источники.

Транслитерация имен фараонов

Иероглифическое написание имени Тутмоса III. Используется с разрешения Википедии.

Позднее, когда египтологи предприняли попытку перевести иероглифическое написание имен фараонов на памятниках, они сравнивали свои результаты с летописями Манефона. Задача оказалась чрезвычайно трудной, потому что Манефон транслитерировал их имена на греческий язык. В результате ранее упомянутые великие пирамиды Хуфу, Хафры и Менкаура известны нам по их греческим названиям как пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина. К сожалению, историки до сих пор не могут поручиться в точной идентификации фараонов, поэтому эту тему продолжают горячо обсуждать сторонники пересмотра древнеегипетской хронологии. В своей книге «Проверка времени» Дэвид Рол выступает в поддержку новой сокращенной хронологии Древнего Египта. В частности,

«…он считает, что отождествление египетского царя Сусакима [Шишака] (3 Цар. 14:25 и далее; 2 Пар. 12:2-9) с Шошенком I, впервые предложенное Жаном-Франсуа Шампольоном, основывалось на неправильных заключениях. Рол, со своей стороны, полагает, что Сусаким [Шишак] был не кто иной, как Рамзес II, чье имя, вероятно, произносилось, как Риамашиша, а это означает, что Рамзес царствовал на три столетия позднее.»22

Данный пример не является доказательством правоты или заблуждения ученого, он лишь иллюстрирует, как неправильное определение личности даже одного фараона может изменить хронологическую шкалу на сотни лет. Серьезными проблемами страдают и некоторые пересмотренные хронологии, которые пользуются поддержкой в христианских кругах. В частности, они повторяют ошибки русского психоаналитика Иммануила Великовского, который неправильно отождествлял некоторых фараонов, например, он считал, что за именем библейской царицы Савской скрывается царица Хатшепсут.

Проблему усложняет еще один факт: ко времени установления Среднего царства закрепилось написание полного титула или царское написание имени фараона, которое включало пять имен: хорово имя; имя по «Небти»; золотое имя; тронное имя и личное имя, данное при рождении.23 Помимо этого, некоторые фараоны носили по нескольку имен внутри отдельной категории. Например, у Рамсеса II было шесть хоровых имен. Манефон не придерживался строгого следования этой традиции.

Раздутая хронология и наслоение династий

 

Wikimedia commons/Джефф Дал (CC BY-SA 3.0)

Как упоминалось выше, наиболее подробные летописи нам оставили фараоны XVIII и XIX династий Нового царства.  Возможно, об этом периоде древнеегипетской истории мы знаем больше, чем о каком-либо другом, но даже между летописями и трудами  Манефона существует расхождение.

«Практически ни одно из указанных Манефоном имен и дат XVIII и XIX династий, о которых нам известно более всего, не совпадает с данными, которые оставили о себе сами фараоны. В этой связи Джеймс Генри Брэстед считал, что история Манефона составлена «поздно, небрежно и без соблюдения критического подхода; в подавляющем большинстве случаев ее опровергают сохранившиеся до нашего времени археологические и исторические памятники».24

«История Египта» Манефона причастна и к другой проблеме, которую сегодня отмечают многие египтологи: к «наслоению» династий. По мнению одного комментатора,

 

Wikimedia commons (GFDL, CC BY-SA 2.5).

«…складывается впечатление, что Манефон «состряпал свои книги» для того, чтобы максимально продлить историю Египта. Для этого он добавил к ней годы, которых там не было; выделил в самостоятельное правление царей, которые, на самом деле, были соправителями Египта; указал друг за другом династии, правление которых, возможно, частично совпадало, особенно в промежуточные периоды. Несмотря на это, история Манефона до сих пор считается краеугольным камнем древнеегипетской хронологии. Манефона продолжают считать самым достоверным авторитетом в отношении династий, которые не оставили нам никаких сведений, например, VII–X и XIV, хотя отсутствие данных побудило некоторых усомниться в историчности этих династий.»25

Белая корона символизировала правление Верхним (южным) Египтом, красная –Нижним (северным) Египтом, обе короны символизировали правление всем государством.

Говоря о совместном правлении, необходимо пояснить, что Древний Египет часто был разделен на несколько царств – как правило, Верхний Египет (верховья Нила, южные долинные районы) и Нижний Египет (низовья Нила, дельта, северные районы), у каждого из которых в этот период был свой правитель. Это символизировали и короны, которые носили фараоны. Благодаря этому, глядя на рельеф и статую фараона, можно всегда определить, правил ли он одним из царств или объединенным Верхним и Нижним Египтом.

Раздутые Манефоном периоды правления и наслоения, по видимости, чаще всего относятся к спорным промежуточным периодам, о которых у нас сохранились скудные исторические сведения. В частности, Манефон пишет, что VII династия насчитывала 70 царей, которые правили Египтом в течение 70 дней.26 Конечно же, это невозможно.

Категория: Датировки | Добавил: стефан
Просмотров: 456 | Загрузок: 241 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz